Лебединое озеро

В Большом театре балет «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского ставился неоднократно разными постановщиками. На данный момент «Лебединое озеро» идет под редакцией Юрия Григоровича, премьера которого состоялась 1969-70 годах.

Редакция Григоровича

Одной из главных задач для Григоровича было перевести балет из сказочного жанра в романтическую новеллу. Он сохранил структуру балета в четырех картинах, как это было у П.И. Чайковского. Однако его балет идет с одним антрактом, т. е. в двух действиях. В свою очередь каждое из них разделено на картины реального мира и фантастического, идеального. Между этими мирами Григорович убрал временные границы: они меняются, перетекают, как это бывает в сознании человека, и как это случается в сознании героя спектакля – Принца Зигфрида.

Из сказочного жанра в романтическую новеллу

В балете используется только та музыка Чайковского, которая была написана им для «Лебединого озера», хотя порядок номеров несколько изменен. Так же в балет вошли лучшие хореографические композиции русских балетмейстеров: Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, которые в свою очередь стали предшественниками Григоровича.

Новаторский подход Багратовича

Бесчисленные открытия и находки принес балетному театру Симон Багратович Вирсаладзе. Именно он освободил всю сценическую площадку для танца, а декорации сделал лаконичными и образными. Именно он стал создавать для каждого спектакля свой образ-символ, скрепляющий все акты. В «Лебедином озере» — это геральдический занавес-заставка, который разделяет два мира: мир мечты и мир земных страстей.

Так же художник дал образцы современного балетного костюма — легкого, удобного для танца, но в котором точно отражены характеристика персонажа, приметы времени, стиль эпохи. Он нашел оригинальные решения для костюмов «Лебединого озера»: так, например, невест он одел одинаково, но благодаря национальным деталям, каждая из них обрела своеобразие.

Оригинальные костюмы Симона Багратовича

У балета ряд внутренних особенностей: образ Злого гения существенно изменен, из сказочного персонажа он становится образом Судьбы. Он властно манит Зигфрида в какие-то фантастические дали, в мир идеальной любви, искушает явлением подлинного и мнимого идеала, наконец, приводит к трагической развязке и разочарованию героя. Значительно укрупнена партия Зигфрида, ставшего равноправным героем балета.

Старый новый финал

Финал балета, задуманный много лет назад, в которой Одета гибла, а Злой гений побеждал, не понравился советскому министру культуры Екатерине Фурцевой. Григоровичу было указано его переработать. В результате был создан новый финал со счастливым концом. Возродить свой первоначальный замысел балетмейстеру удалось только в 2001 году. С тех пор Большой театр предлагает зрителям один из главных балетов классического наследия именно в этой трактовке.

Купить билеты в Большой театр на
балет «Лебединое озеро »

Мы перезвоним вам в течение часа и расскажем, какие места можно заказать,
а так же согласуем с вами доставку билетов.

Карта проезда